Эротика в искусстве Японии

Я долго пыталась понять истоки любви к японской культуре и искусству в середине 19 века. Это казалось немного странным, так как культура Китая и Кореи не была новинкой для европейцев. В моем опыте реставрации есть уникальный Китайский дворец в Ораниенбауме времен Екатерины великой и тогда мода на культуру Китая была огромна. И если у царей-королей это были дворцы, то у людей рангом поменьше китайские комнаты, или просто вазы и интересные мелочи, так приятные глазу своей экзотикой и конечно модой. Конечно Япония выросла из этой культуры и развила ее в своем неповторимом ключе, но не настолько, чтобы перевернуть мировоззрение…. 

Люди, всегда люди и животные инстинкты срабатывают идеально. И этому способствовали книжки с эротическими картинками, так распространенные в Японии и ставшие откровением для пуританской Европы.

Но углубимся немного в историю. Не одну цивилизацию не миновала чаша развития фалических символов и почитание половых органов. япония тоже двигалась по этому пути. В VI веке в Японию пришел буддизм. Новая религия относилась к сексу как к части «преходящего и иллюзорного мира мыслей», но редко использовала эротические мотивы. При этом японский буддизм импортировала большое количество божеств приспособил их согласно своей традиции. К наиболее впечатляющим такого рода образцам можно отнести искусно изготовленные сидящие статуэтки богини Бензайтен. Деревянные скульптуры этого женского божества, относящиеся к ХIII веку, представляют собой обнаженное тело богини во всех подробностях, включая женские половые органы с тщательно выделенными анатомическими деталями. В последующие века (вплоть до нашего времени) статуэтки стали изготавливать из камня и фарфора, с явным намерением вызвать возбуждение и соблазн. Однако, вопреки новой буддийской религии, древний фаллический культ продолжал сохраняться. Более того, до сих пор на народных праздниках часто используются символы фаллических божеств. Используются они в фольклоре и народном искусстве. Буддизм, особенно его тайные ответвления — секты Сингон и Тачикава, — развивал почитание сексуальных божеств по индийским и тибетским образцам. Эта скрытая сторона японского буддизма всегда содержала в высшей степени положительное и вполне естественное отношение к сексу, которая никакая официальная цензура и подавление не могли искоренить.

Картинки эротической направленности назывались шунга (Shunga — «позы») VII и VIII столетий — наброски и эскизы буддийских художников и ремесленников, свидетельствуют о широком распространении сексуальных знаний в те времена в образованных слоях населения.

Например, из официального Кодекса Тайхо 701 года известно, что шунга были иллюстрированным наставлением по сексу, и что их должен был знать каждый врач. Почти шестьсот лет спустя — в 1288 году другой учебник секса Эйсей Хийо-шо — «Избранные секреты гигиены», — обзор ранних китайских текстов, был преподнесен трону, как важнейший труд по искусству и обучению.

Европейских специалистов по искусству и любителей клубнички всегда интересовал вопрос, почему на этих картинках изображения половых органов гипертрофированно огромны. Очевидно это есть продолжение глубоко укоренившегося благоговения и почитания мужского полового органа, символа жизни и силы, как это выражено в японских фаллических обычаях и культах. Японские гравюры подчеркивают красоту женских форм, с особым вниманием к тем их деталям, которые западные художники и искусствоведы, исходя из предубеждений и предрассудков, считают неэстетичными, а то и просто уродливыми, недостойными художественного воплощения в рисунках, картинах и скульптурах.

Японские мастера шунга VIII — XII столетий были свободны от подобных предрассудков. Будучи по началу средством образовательным — учебным пособием для достижения сексуального счастья, в последствии шунга стали создаваться намеренно сладострастными, служащими для возбуждения сексуальных желаний и ощущений.

В течение XVI столетия большинство художников, рисующих шунга, полностью отбросили повествовательность. Свитки превратились в стандартизированные наборы сцен, обычно в количестве двенадцати (по числу месяцев в году), — изображающими различные позиции совокупления или техники полового сношения, не имеющие между собой какой-либо последовательности и не связанные каким-либо сюжетом.

Конечно, искусство Японии не ограничивалось интересом к эротическим картинкам, но точно служило основной движущей силой этого интереса.

К сожалению (или счастью) формат социальных сетей не позволяет опубликовать все картинки, которыми обладает коллекция Метрополитен. Поэтому полную версию публикации с иллюстрациями я выложу на сайте. Другое искусство, другие нравы, но ничто человеческое нам тоже не чуждо.

Связаться с нами





    Связаться с нами