«Американский свет» Эдварда Хоппера

Со времён Караваджо художники экспериментировали со светом. Свет в темноте, свет от свечи или костра, отражение на металле. Мы видим игру света сквозь окно на полотнах Вермеера. Затем абсолютная игра света в работах импрессионистов. Сумерки и солнечные зайчики на соборе и лицах девушек в саду…. Свет, свет и везде он был натуральный. Но 20 век подарил нам освещение в тысячу свечей и это другой свет. Другая природа. Именно этот свет завораживает и манит заглянуть в чужие окна, прикоснулся к чужой жизни в работах замечательного певца электричества Эдварда Хоппера. Даже его пейзажи, одинокие маяки и здания создают впечатление, что это не солнечный свет, это прожектор. Так ярки и контрастны изображения и светотени. Его творческое кредо сложилось во времена «великой депрессии». Живопись и графика мастера отражают состояние американского общества этого периода, удивительным образом перекликаясь с содержательным пафосом поэзии Роберта Фроста, пьес Теннеси Уильямса, философией романов Джерома Сэлинджера и Курта Воннегута. В искусстве художника мы увидим и близость восприятия мира, присущую литературному гению Эдгара По. Впрочем, у каждого из исследователей наследия Хоппера возникают собственные  аналогии. Сцены повседневности, ничем не примечательные на первый взгляд, в полотнах мастера обретали психологическую остроту, социальную значимость. При этом, его работы лишены какого-либо пафоса, они преимущественно камерные по форме, интимные по смыслу. В картинах живописца, казалось бы, ничего не происходит: одинокие персонажи застыли в молчаливом ожидании, как в мизансценах драматического спектакля, содержание которого продиктовано жизнью «тихих американцев». Персонажи Хоппера будто погружены в состояние медитации. Отсутствие видимых признаков действия, созерцательность рождают в нашем сознании подобное впечатление, порой вводя зрителя в недоумение иносказательной формой образной интерпретации сюжета. 

Несмотря на природный талант, яркий представитель американского реализма Эдвард Хоппер долгое время оставался в тени соотечественников. Лишь когда художнику исполнилось 40 лет, его картины, насыщенные цветами и историей, похожие на размытые фотографии, стали котироваться среди ценителей искусства. В отличие от современников Хоппер тяготел к реализму. Во времена абстракционистов заинтересовать зрителя действительной картиной мира было непросто, тем не менее в 1913 году художник продал первую работу «Парусный спорт» (1911). 31-летний Хоппер надеялся, что с этого момента его карьера пойдет в гору, но ошибся. В 1915 году наступил застой Хоппера как художника, зато он раскрыл себя как гравера. Он создал более 70 офортов, которые изображали сцены из жизни Парижа и Нью-Йорка. Благодаря им живописец приобрел стиль и, наконец, прославился. Жена 43 года была его спутником и соратником, моделью и музой. Успехом Хоппер обязан именно жене: она подтолкнула его к созданию акварелей, которые стали массово популярными.  Несмотря на это Хоппер считается певцом одиночества, которым пронизаны большинство его картин. Лучшие работы Хоппера появились на закате его жизни. Самая ранняя — «Полуночники» (1942), финальная — «Два комедианта» (1966). Говорят, что изображенные на картинах мужчины и женщина — это сам художник и его жена. Живопись Эдварда Хоппера наложила неизгладимый отпечаток на американскую культуру XX века. Режиссер Дэвид Линч называет его своим любимым художником. Он говорил, что если бы не «Полуночники», сериал «Твин Пикс» никогда бы не увидел свет. А картина «Дом у железной дороги» (1925) послужил прообразом к фильму «Психо» Альфреда Хичкока. В целом многие работы Хоппера по сей день находят отражения в мировом искусстве. Он умер на 84-м году жизни, 15 мая 1967 года, в Нью-Йорке. Свои работы Хоппер завещал жене, но она пережила мужа только на 10 месяцев.. Нивисон в свою очередь, оставила их совместно созданную коллекцию (более 3 тыс. экспонатов) Музею американского искусства Уитни. Наиболее значимые картины Хоппера также хранятся в Нью-Йоркском музее современного искусства, Демойнском центре искусств и Чикагском институте искусств.

Вы теряетесь в выборе культурной программы по музеям Нью-Йорка? Напишите мне, и я коротко расскажу о плюсах и минусах главных музеев города.

Заказывайте экскурсии по лучшим музеям Нью-Йорка с Русскоговорящим профессиональным гидом.

Связаться с нами





    Связаться с нами