По замыслу Ван Гога, крестьяне должны были выглядеть не сентиментально, но реалистично. Отсюда некоторая карикатурность лиц и гипертрофированность деталей.
Основная концепция творчества Ван Гога: непосредственное изображение эмоций самого художника. В отличие от французских художников он использовал цвет куда более произвольно, чтобы как можно полнее выразить себя. Художник выработал собственную манеру накладывать краски на холст густыми и ритмичными мазками. На творчество художника сильнейшее влияние оказали японские гравюры с их ярко выраженными диагоналями, плоскими планами, резкими контурами и сильными контрастами. Эти технические приемы, служили наполнению содержания картины эмоциональным смыслом. В своей работе «Ночное кафе» художник обращается к контрастирующему колориту, чтобы выразить неистовые человеческие страсти.
Доминирующими цветами являются ядовито желтый и далекие друг от друга красный и зеленый. Они выглядят неестественно и не являются локально верными с иллюзорно-реалистической точки зрения, но наилучшим образом помогают передать эмоции и состояния страстного темперамента. Совсем иное настроение чувствуется в картине «Спальня художника в Арле» — это полотно пронизано чувством спокойствия и умиротворенности.
Каждый ее аспект олицетворяет покой: мягкая цветовая гамма, четкие контуры мебели, смягченные, словно на японских эстампах, тени. Другим важным достижением Ван Гога является выработанная им манера письма, которая отличается стремлением разнообразить фактуру. Техника импасто не была нова, но мазок Ван Гога был гораздо выразительнее и энергичнее, что способствовало большей экспрессии его полотен. Искажая изображение, гипертрофируя детали, обращаясь к неестественно яркому колориту с целью передать свое ощущение увиденного, Ван Гог предвосхищает одно из самых значительных направлений живописи XX века – экспрессионизм.
Работы Винсента Ван Гога можно увидеть, например, в Музее современного искусства в Нью-Йорке.