Откуда растут «ноги» Джексона Поллока

Встреча с этим художником стала для меня открытием. В марте ко мне приехала подруга из Москвы. Она тоже искусствовед и галерист. Специализируется на современном искусстве. Так как моё отношение к художникам этого направления с градаций от обожания до неприятия и я понимаю, что это не слишком профессионально я решила восполнить пробелы (получить прививку любви) от профессионала. Передвигаясь от картины к картине я увидела интересное произведение и позвала подругу. Знаешь, а из этой картины растут «ноги» Джексона Поллока. И услышала в ответ: «Конечно нет.» Поллок гениален и самодостаточен. Но что-то подсказало мне, что это не так. Знакомлю вас с еще одной дамой из Российской империи. 

Джанет Собель, урожденная Дженни Лечовски, эмигрировала в США из Украины (это версия МоМа, но мы то знаем, тогда не было такой страны) в 1908 году после того, как ее отец был убит во время антисемитского погрома. Она начала рисовать в 1939 году, когда ей было сорок пять, и она жила в Бруклине со своим мужем, производителем бижутерии. Ее сын представил картины Собель вниманию эмигрантов-сюрреалистов, включая Макса Эрнста и Андре Бретона, а также Джона Дьюи и Сидни Яниса, которые продвигали ее работы. Пегги Гуггенхайм, считала Собель одной из самых сильных художников страны, и представила ее в фильме «Женщины» в 1945 году, дала ей персональную выставку в 1946 году.

Изначально Собель свободно использовала мотивы и стиль украинского народного искусства, создавая неискушенные видения, которые в начале 1940-х годов широко прославлялись под ярлыком «примитивность». Обращение к автоматическим техникам и близость к наивным фигурам в последующие годы связали ее с европейскими и американскими сюрреалистами. Используя эмалевую краску и стеклянные пипетки марки «métier» своего мужа, она начала наносить цвет на поверхности в виде сплошных узоров, которые затем обрастали деталями. Позже критик Клемент Гринберг выделил Собел как человека, оказавшего непосредственное влияние на технику капельной живописи Джексона Поллока. (Тадаммм! Я была права)

 В Млечном Пути мутные пятна цвета переплетаются с быстро выполненными петлями краски, образующие узор. Орнаментальная чувственность художника выражена в этой картине полностью абстрактно.

За впечатляющим ростом популярности Собель последовало столь же быстрое исчезновение из поля зрения в 1946 году, когда переезд в Нью-Джерси отдалил ее от стремительно меняющегося мира искусства Нью-Йорка, и у нее появилась аллергия на масляную краску. Но ее влияние оставалось очевидным и в 1968 году, куратор Уильям Рубин приобрел Млечный Путь для MoMA, когда планировал ретроспективу Поллока.

Горжусь своим профессиональным глазом.

Вы теряетесь в  выборе культурной программы по музеям Нью-Йорка? Напишите мне, и я коротко расскажу  о плюсах и минусах главных музеев города.

Заказывайте экскурсии по лучшим музеям Нью-Йорка с Русскоговорящим профессиональным гидом

Связаться с нами





    Связаться с нами